О научной школе

В рамках научной школы разработаны и обоснованы дифференциально-ориентированные диагностико-коррекционные программы по повышению устойчивости субъектов педагогической деятельности к профессиональному стрессу и выгоранию, позволяющие наметить и реализовать типологически ориентированные пути повышения устойчивости личности к деструктивному воздействию стресс-факторов учебно-воспитательного процесса и повысить безопасность образовательной среды для личностного и когнитивного развития обучающихся и их педагогического окружения (учителей, воспитателей, родителей).

Основные научные результаты коллектива:

Разработана и концептуально обоснована теоретическая модель стрессоустойчивости личности (Стресс-толерантность педагога. Монография. М.-Ижевск, «АСТ», 2002. - 456 с.).

Определены психологические механизмы и пути формирования стрессоустойчивости личности в зависимости от уровня профессиональной компетентности и подверженности стрессогенам трудовой активности.

Установлено общее (универсальное) и особенное (специфическое) в процессе обеспечения стресс-толерантности педагогов разной успешности деятельности и психологического типа стресснеустойчивого работника образовательной системы (Стрессоустойчивость и мастерство педагога. Монография. Ижевск. 1997, - 124 с.).

Показаны психологические механизмы формирования различных психологических типов стресснеустойчивого субъекта, затрудняющие его профессиональное и личностное развитие (Психология адаптации личности. Учебно-научное издание. СПб, 2006. - 479 с.)

Определены место и роль личностных и операционально-деятельностных ресурсов в процессе противодействия профессиональному стрессу человека с разными копинг потенциями (Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2008. - 480 с.).

Разработана и обоснована дифференциальная диагностико-коррекционная программа по повышению устойчивости субъектов педагогической деятельности к профессиональному стрессу и выгоранию, позволяющая наметить и реализовать типологически ориентированные пути повышения устойчивости личности к деструктивному воздействию стресс-факторов образовательного процесса (Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб., 2008. - 480 с.).

Международное сотрудничество:

Университеты городов Хельсинки, Турку, Юнсуэ (Финляндия), Манчестерский метрополитен университет, университет центрального ланлашира г. Престон (Великобритания), университет центральной флориды г.Орландо, университет штата Техас г. Накогдочес, университет шатата Юта (США). Академическая мобильность, стажировки по обменным программам (в рамках грантов TEMPUS, INTAS, Open Word, Эразмус Мундус).

Цели и задачи научного исследования:

Развивающемуся обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Гражданин России - выпускник высшей школы - это высокообразованный, высоконравственный, здоровый духовно и физически молодой человек, со сформировавшейся профессиональной, психологической и волевой готовностью к патриотическому и безопасному поведению, владеющий практическими навыками действий в различных, сложных жизненных и экстремальных ситуациях. Все эти качества концептуально определяют основные характеристики личности безопасного типа.

Личность безопасного типа - это человек, безопасный для окружающих (высокообразованная, высоконравственная, духовно и физически здоровая личность), и, кроме того, человек умеющий защитить себя и окружающих (личность, обладающая волевой готовностью к гражданскому, патриотическому поведению и навыками поведения в сложных жизненных ситуациях).

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные мероприятия по обеспечению безопасности образовательной среды, меры по развитию общей культуры в области безопасности жизнедеятельности личности, обучение безопасному поведению в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

Прежде всего, мы рассматриваем безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Цель: совершенствование социально-педагогической системы, обеспечивающей доступность, качество и эффективность образования и жизнедеятельности личности на основе субъектоформирующей среды и комплексной (социальной, психологической, технологической, экологической) безопасности участников образовательного процесса.

Основное содержание:

Высокие современные требования, предъявляемые к качеству труда работников, так называемых «помогающих» профессий (педагогов, социальных работников, психологов, юристов, управленцев и медиков), их компетентности, обуславливают необходимость реформирования высшего образования в направлении развития личностных качеств будущего специалиста, а так же совершенствования действующей системы психологического сопровождения деятельности представителей профессиональных сред типа «человек-человек».

Успешность, таких соционимических видов деятельности определяется не только собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовывать эти ресурсы в своем труде за счет развития соответствующих профессионально-значимых качеств личности.

Многими исследователями (Аболин Л.М., 1987; Заремба Г.Ф., 1982; Митина Л.М., 1992; Субботин С.В., 1992) отмечает, что профессиональная деятельность представителей соционимических профессий является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов трудовой активности с большим присутствием стресс-факторов, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к такой интегральной комплексной характеристике личности как стрессоустойчивость.

Интерес к изучению стрессоустойчивости приобретает особую значимость в связи с все возрастающим стрессогенным характером социально-образовательной и медико-правовой деятельности (Н. В. Гришина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. К. Чазова), обусловленным ломкой сложившихся стереотипов, социальным заказом на воспитание и различные виды социальной поддержки молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и т.п.

В общепсихологическом плане проблема стрессоустойсивости представлена в рамках теорий личности (G.Allport, H.Eysench, R.Cattell, C.Rogers и др.), «теории мотивации достижения» (D.McClelland и др.), теории гомеостаза (У.Кеннон) и стресса (Г.Селье), теории адаптационно-трофического значения симпатической нервной системы (Л. А. Орбели), теории темперамента и свойств нервной системы (И. П. Павлов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин и др.) теории надежности деятельности (Б. Ф. Ломов и др.), концепции профессионального самосознания (Л. М. Митина). Это позволило перейти к изучению данного явления в различных профессиональных видах деятельности (Б. А. Вяткин, П. Б. Зильберман, Е. П. Ильин, Г. С. Никифоров, М. Ф. Секач, В. Л. Марищук, А. К. Чазова).

Между тем, на сегодняшний день насчитывается ограниченное количество работ, посвященных изучению стрессоустойчивости лиц «помогающих» профессий (Подымов Н.А., 1999, Журавкова М.В., 1995; Митина Л.М., 1998; Субботин С.В., 1993), среди которых практически отсутствуют учебно-методические пособия дифференциально-диагностико-коррекционного профиля, что явно свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями стрессологами этой проблематике и обуславливает наличии пробела в подготовке (отсутствует в государственном образовательном стандарте специальная дисциплина) студентов социально-ориентированных профессий.

В силу эти обстоятельств исследования, посвященные выявлению детерминант устойчивости к психическому стрессу, а так же ее роли в профессиональном и личностном развитии работника социальной сферы представляются актуальной научной проблемой, имеющей концептуальное и учебно-прикладное значение.

Новизна научного исследования:

Существенно дополняется представление о безопасности личности как системном полифункциональном явлении.

Впервые безопасность личности исследуется с позиции уровневого (по степени успешности профессионально-образовательной деятельности и подверженности стрессу) и типологического (по типу стресснеустойчивости) подходов.

Разрабатывается и концептуально обосновывается теоретическая модель безопасности личности.
Определяются психологические механизмы и пути формирования безопсности личности в зависимости от их уровней профессиональной компетентности и подверженности стрессогенам социально-образовательной деятельности.

Устанавливается общее (универсальное) и особенное (специфическое) в процессе обеспечения безопасности личности у лиц с разной успешности деятельности и психологического типа стрессоустойчивости участников образовательной процесса.

Показаны психологические механизмы формирования различных психологических типов безопасного и небезопасного поведения субъекта, затрудняющих или способствующий его профессиональному и личностному развитию.

Определяются место и роль личностных и операционально-деятельностных ресурсов в процессе противодействия профессиональному стрессу индивида с разными копинг-потенциями.

Обосновываются психолого-педагогические стратегии повышения и актуализации копинг-ресурсов стресснеустойчивой личности с различными психологическими структурными портретами (типами).

Ожидаемые результаты научного исследования:

Обучающий эффект:

  • получение студентами высшего профессионального (специалитет, бакалавриат, магистратура) и послевузовского (аспирантура, докторантура) образования на уровне государственных образовательных стандартов с учетом реальных учебных возможностей обучающихся, их способностей, склонностей, интересов и психофизиологических возможностей;
  • создание благоприятных условий для формирования компетенций, превышающих минимальные государственные стандарты для обучающихся с высоким уровнем учебных возможностей на основе реализации принципа — обучение через исследование;
  • создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения потребности в самообразовании, получении дополнительного образования;
  • получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков и умений обучающихся в области формирования культуры безопасности личности, поведения в сложных жизненных ситуациях.

Воспитательный эффект:

  • формирование интеллектуальной, нравственной, эстетической готовности к эффективному обучению;
  • формирование психологической и волевой готовности к патриотическому и гражданскому поведению;
  • формирование навыков культуры общения и продуктивного взаимодействия;
  • формирование необходимости понимания вести безопасный образ жизни.

Социальный эффект:

  • мотивация к ведению безопасного образа жизни, профилактика вредных привычек, наркомании, табакокурения, алкоголизма, использование ПАВ;
  • профилактика правонарушений, преступности и другой антисоциальной деятельности;
  • правовое воспитание, профилактика негативного поведения.

Развивающий эффект:

  • развитие творческих способностей всех участников образовательного процесса;
  • активизация познавательной активности в получении, расширении и углублении знаний в различных областях и сферах жизнедеятельности человека;
  • формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.

Ресурсный эффект:

  • модернизация материально-технической базы в части приобретения современного учебного и исследовательского оборудования и наглядных пособий в соответствии с профилями обучения на всех ступенях реализации высшего и послевузовского образования;
  • оснащение образовательного процесса учебным оборудованием и наглядными пособиями в соответствии с требованиями госстандарта к оснащению образовательного процесса с целью обеспечения повышения качества, эффективности и информатизации образования;
  • обеспечение безопасных и комфортных условий функционирования образовательной системы.